« Июнь 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
 
Новости    Категории    Календарь    Пользователи    Поиск    На сайт    ТОП-100    Прогнозы
Главная

Футбол с человеческим лицом                   

Лицо английского футбола изменилось. Если в середине 80-х поход на матч сопровождался выпивкой и дракой, то сейчас это стало сугубо семейным мероприятием.

Английская премьер-лига – самый продаваемый футбольный продукт в мире. Если качество футбола в Альбионе вполне сопоставимо с тем, как играют команды в итальянской серии А или испанской примере, то по узнаваемости английский футбол – конечно же, номер один в мире. По выходным трансляции из Англии смотрят и в беднейших регионах Африки, и в прохладно относящихся к «соккеру» Штатах, и в быстро прогрессирующем, но не слишком разборчивом в плане футбола восточноазиатском регионе.

Еще двадцать лет назад первенство Англии уверенно съезжало в разряд второстепенных соревнований. Побоище на брюссельском «Эйзеле» привело к пятилетнему отстранению английских клубов от участия в еврокубках. В этой изоляции тактика команд быстро примитивизировалась: выражение «английский футбол» стало абсолютным синонимом туповатой, лишённой изящества игры.

Отпугивали и нравы на стадионах. В 80-х матчи чемпионата начинались по вечерам, и уже изрядно накачавшиеся пивом молодчики приходили на футбольные арены в основном затем, чтобы подраться. Британские стадионы стали едва ли не самым опасным местом в стране. В 1989 году продолжением эйзельской драмы стала трагедия на шеффилдском стадионе «Хиллсборо»: в давке погибло 95 человек. Наверное, эта трагедия в Англии и стала отправной точкой в появлении «футбола с человеческим лицом».

Руководители FA задались целью превратить поход на футбол в сугубо семейное мероприятие, и сейчас можно говорить, что они в этом преуспели.

Корреспонденту «Газеты.Ru» во время его пребывания в Великобритании удалось посетить матч двух лондонских команд – «Фулхэма» и «Арсенала». И если противостояние российских команд в Москве и посещение столичного дерби – мероприятие небезопасное, то в Англии проблема поведения болельщиков на трибунах, похоже, решена.

Фаны «Арсенала» и «Фулхэма» шли на футбол как на мирное, объединяющее мероприятие, и даже пара пинт пива, пропущенных перед матчем в пабе у ближайшей к стадиону станции метро Putney Bridge, на подвиги никого не вдохновляли. В отличие от Москвы, кстати, алкоголь в Англии в день матча продают и в прилежащих к стадиону районах. Впрочем, осторожности ради и следуя традициям, болельщики двух команд разместились на разных трибунах несколько архаичного и едва ли соответствующего уровню премьер-лиги домашнего стадиона «Фулхэма» «Крейвен коттидж». Но и в ненормально узких его проходцах давки почему-то не возникло – даже после того, как игра началась.

На подступах же к стадиону можно было не раз и не два видеть по-своему умилительную картинку: степенный, абсолютно трезвый папаша ведёт на матч двух мальчуганов, и все трое держат одинаковые книжечки сезонных абонементов. Кассир вырывает по страничке из каждой сезонки, так что к концу чемпионата книжечка принимает трогательно потрепанный вид.

Футбольные сезонные абонементы – это вообще вещь для Англии священная. Лишиться сезонки – самое страшное наказание для болельщика. Не так давно некая парочка, относящаяся к болельщикам «Сандерленда», решила заняться любовью в перерыве матча своей команды. Соитие имело место не на трибунах, а в кабинке женского туалета. Не по-британски пылкие любовники были пойманы на месте преступления и лишены абонементов на остаток сезона. Теперь сложно сказать, когда они увидят матчи команд премьер-лиги на своём стадионе: ведь «Сандерленд» по итогам нынешнего чемпионата уже точно покинет высшее общество английского футбола.

Про сезонные абонементы на футбол в Англии вообще ходит множество историй, что характеризует отношение британцев к виду спорта, который они много веков назад изобрели.

На «Стэмфорд бридж», современном и комфортабельном стадионе модного нынче «Челси» рассказывают, например, такую байку. Похожа она, правда, больше на анекдот, но отдадим в таком случае должное другому знаменитому английскому бренду – юмору. Итак: первая игра сезона на «Стэмфорд бридж», и сразу суперматч – «Челси» против «Манчестер Юнайтед». На трибунах негде упасть яблоку, но два места, предназначенные как раз для владельцев сезонок, остаются свободными. Второй домашний матч «аристократов» – и снова те же места пустуют. Третий, четвертый, пятый… Работники стадиона отмечают пустующие сиденья и начинают переживать за судьбу владельцев этих абонементов.

Так проходит восемь туров, наступает время матчей Boxing day. У англичан это пора после Рождества, которая длится около двух недель. В это время матчи чемпионата проходят практически через день. Тоже старая английская традиция. Так вот, на первом домашнем матче «Челси» сразу после Рождества те самые места, к огромному удивлению работников стадиона, оказываются наконец занятыми: там усаживается супружеская чета среднего возраста. В перерыве работники стадиона не удержались и спросили: «Да где же вы были полсезона?» За мужа ответила жена.

Оказывается, она еще в августе приготовила супругу рождественский подарок и до конца декабря прятала от него билеты на матчи любимой команды. Бедолага почти полгода смотрел матчи «Челси» по телевизору, досадуя, что не может поддержать «синих» на Stamford Bridge.

А заботливая жена, значит, всё это время мило улыбалась, ничем не выдавая, что за сюрприз ждет мужа на Рождество... Восемьсот фунтов на ветер – примерно столько стоит просмотр восьми домашних матчей «Челси» с тех мест, куда был куплен тот абонемент.

Посещение стадиона «Челси» – довольно любопытное мероприятие. Мне довелось побывать на многих стадионах мира, в том числе довольно знаменитых, но такого увлекательного, исчерпывающего, а главное, юмористичного рассказа о футбольной арене, как от гида Stamford Bridge, слышать, признаться, не приходилось. Тут и чуть ироничный, но доброжелательный рассказ о супергонорарах звезд «аристократов» (капитан команды Джон Терри зарабатывает в неделю 90 тыс. фунтов, то есть почти 400 тыс. фунтов в месяц), и повествование о специальном кресле с климат-контролем для владельца команды Романа Абрамовича (чью фамилию британцы произносят неизменно с ударением на втором слоге), и меткие характеристики тех звёзд мирового футбола, кому доводилось пользоваться гостевой раздевалкой «Челси»...

Благодаря Абрамовичу «Челси», обычный в общем-то лондонский клуб, хотя и c богатой историей, стал маркой, популярной во всём мире.

Вместе со мной и гидом-юмористом по подтрибунным помещениям Chelsea бродили венгры и немцы, французы и исландцы, бельгийцы и португальцы, а также британцы, не скрывающие симпатий к другим клубам страны. С некоторым удивлением вся эта разношерстная публика наблюдала за тем, как катки укатывают на «Стэмфорде» коричневый грунт, на котором не было ни травинки. К середине сезона газон суперстадиона, который (до окончания строительных работ на знаменитом «Уэмбли») является самым большим в Лондоне, пришел в негодность, так что тренер «Челси» Жозе Моуринью назвал его «картофельным полем». Но такому стадиону и амбициям «мистера Абрамовича» должно соответствовать лучшее поле, и во время первой же более или менее длительной паузы на арене принялись класть новый газон, специально заказанный в Линкольншире.

Содержание клуба и клубной инфраструктуры обходится российскому олигарху в немалые деньги.

Недавно было подсчитано, что по итогам 2005 года чистые убытки «Челси» составили $250 млн. Но английский футбол – вещь, узнаваемая во всём мире, и Абрамовича планета узнала именно как хозяина «Челси», а не как губернатора Чукотки или владельца «Сибнефти». Это как раз та игра, которая стоит свеч.

Источник - «Газета.Ru». Обсудить новость на форуме

13 марта 14:14

Версия для печати Разместил: VIKING

Комментариев: 0







[b]Жирный[/b] [i]Наклонный[/i] [u]Подчеркнутый[/u] [del]Зачеркнутый[/del] [q]Цитата[/q]

what suck idiots lol neo ass sleep fuck gm yaya realy cheef ye whatsup ganjubars evil love yep ohbaby fff smile yousuckers fuckdummies